Как перенести на бумагу картинку, что "перед" глаз
Добавлено: 22 июл 2008, 17:14
Jancada
Потому что это проблема для некоторых моих друзей и мне хотелось бы по возможности помочь, поделиться опытом.
---
Эта способность развивается, но если ее не замечать и не тренировать, то вы так и останетесь на уровне, который позволяет срисовывать. Охарактеризовать ее можно простыми словами: рисую то что вижу, что представляет/видит моя зрительная часть мозга(правая).
То, что _знает_ левая часть мозга, должна выступать в качестве помошника.
Если ничего не имеется в зрительной памяти, если нет зрительных представлений, значит мозгу нечем оперировать. Я бы сказал, что это имеет отношение к новичкам. Тут, лично мне помошником выступила временная зрительная память. В течении времени: полу или часа или более, можно наблюдать рисунки других, потом взять бумагу в руки, попробывать представить, допустим понравившиесся моменты и творить линии. Дальше, во время процесса, рекомендую:
* Избавиться от речевой мысли в первую очередь. Речевой шум мысли сбивает с толку и не дает сконцентрироваться на воображаемом образе.
* Не торопиться. Рисовать спокойно, не беспокоиться, если линии не точны, поменьше чирканий и повторяющихся линий.
* Воображаемый образ имеет обыкновение исчезать и ускользать. Но его можно вернуть. Остановиться, спокойно, можно поморгать. Взгляните еще раз на что рисуете, представьте как будете рисовать еще дальше. Получается, что дорисовка происходит порциями, лично я не могу видеть образ сразу, а часто останавливаюсь и подрисовываю шаг за шагом приближаясь к завершенному образу.
* Обратите внимание на положение руки, которой рисуете, она не должна закрывать от вас набросок.
* Держа голову на нормальном, умеренном расстоянии от плоскости, на которой рисуешь, легче представлять, тогда рисунок лучше видно, легче представить продолжение линий.
отдельно о линиях-помошниках в рисовании
Повсеместно существуют рекомендации по использованию кругов, овалов и скелетов. Эти скелеты призваны подчеркнуть перспективу, анатомические особенности в руках людей, кто уже овладел основными творческими навыками, в число которых входит образное видение. В противном случае, из опыта знаю, что использование этих геометрических фигур приводит к систематическому подхому, неестественному для творческого воображения.
Естественный способ, чтобы развивать зрительное воображение - постоянные наброски, произвольные зарисовки.
Добавлено: 09 авг 2008, 16:39
Jancada
Материал, имеющий отношение к теме:
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.
Тренировка ритма внимания.
В удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть только на кисть (можно моргать) . Если внимание пытается "уйти" , постарайтесь его вернуть . Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной мысли. Что нам дает "пустота" в голове ?
Мысль есть энергия . Когда энергия не спокойна , а "носится" в хаосе , то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого результата . Причем, человек быстро устает. Полное отсутствие мыслей и легкость владения вниманием дает удивительное состояние легкости и свободы . Нужно начинать выполнять упражнения с 5 - 7 секунд , пос тепенно доводя до 10 минут. В сумме в день Вы должны заниматься этим упражнением 10 минут.
Причем, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения , в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.).Упражнение освоено, когда Вы сможете удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая , столько, сколько хотите . Постепенно Вы освоите это упражнение и его выполнение не будет составлять особого труда.
Запечатление - стирание.
Найдите приятный Вам предмет, или безразличный . Смотрите на него неотрывно в течении 3 - 5 секунд, стараясь "сфотографировать" (на вдохе). Закрывайте глаза и в течении 3 - 5 секунд старайтесь его вызвать (на задержке дыхания), теперь выдыхайте, мысленно растворяя образ (сжигая ,выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3 - 5 раз меняйте способ запечатле- ния-стирания ,скорость, ритм. Постоянно ищите и находите новые способы и вместе с ними состояния удивления и озарения . Это позволит очень быстро двигаться вперед.
Занимайтесь целый день по нескольку минут маленькими отрывками . Не назначайте себе твердого, конкретного времени дня, не откладывайте удовольствие . Учтите, что попытка четко утвердить строгое время занятий редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъема.
Повторяйте упражнение 30-50 раз, начинайте с 5-7 и дово- дите до 50 раз . Ваша задача - научиться по желанию "повто- рять" образ в воображении и "стирать" его. Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут . Лучше , если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие и Вы будете заниматься значительно больше предложенного. Данная система должна стать самой жизнью, это образ жизни, а не временный тренинг.
Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причем, когда Вы стараетесь вызвать в воображении часть тела, помогайте себе ощущениями в руке - почувствуйте пульс в этом месте, тепло, теплую волну и т.д. Напоминаем : в голове в момент выполнения упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна "пустой".
Запечатление - удержание.
В течении трех-десяти минут в состоянии "пустоты" в голо- ве смотрите внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела ). Затем закройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответству- ющий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной. Повторите 5-10 раз за один подход, постоянно сличая с оригиналом. Не забывайте каждый новый раз выполнять по другому, не допускайте однообразных повторов. С каждым разом ищите новое, которое должно переходить в состояние удивления и поднимать Ваше общее состояние на качественно новую ступень. Основные задачи упражнения : проработать (прочувствовать) все части тела, достигнув не менее, чем четвертого уровня по шкале воображения.
Когда Вы четко научились видеть запечатленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению . В течении 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотрите на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от предмета на 180 градусов и смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Тренируясь таким образом, нужно достигнуть шестого уровня по шкале вооб- ражения.
Когда Вы легко будете удерживать различные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда получится с картинами , переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Когда достигнете четкого запечатления слова, можете переходить к следующему упражнению.
Перед каждым упражнением закрывайте глаза и проигрывайте а воображении до мельчайших деталей его выполнение, воображая нужный Вам результат. Этот способ позволяет повысить эффек- тивность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно.
Остановись, мгновенье.
В течении дня Вы имеете множество возможностей упражняться. Неожиданно для себя остановитесь, бросив взгляд на картину перед глазами и закройте их. Постарайтесь восстановить в воображении только что виденное. Старайтесь почувствовать всем телом (дальше этот способ запоминания будет описан подробнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает, пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. Постарайтесь "поймать" это состояние и увидеть нужную картину, помогая состоянием. Тренируясь таким образом, постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при желании, их воспроизводить . Например : художник, поэт, композитор сможет воспроизвести и удержать состояние вдохновения . Вначале это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время оно начнет "проявляться" и постепенно Вы будете получать все более резкий и четкий "снимок". Причем, в момент, когда Вы закрыли глаза, все мысли должны исчезнуть. Тренируйтесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд. Постепенно доведите время проявления и удержания снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникнет ощущение от- дыха и свежести в голове.
Кроме эффекта тренировки яркости и четкости воображения, Вы получите возможность хорошо отдыхать в эти мгновения. Этот результат достигается за счет постепенного погашения "мозговых шумов" , которые излишне перегружают Ваш мозг. Упражнение 1.5. Мгновенное фото. Kогда Вы прогуливаетесь, находитесь в транспорте или в очереди, поупражняйтесь следующим образом. Бросьте короткий взгляд на прохожего, какой-либо предмет и т.д.,закройте глаза и постарайтесь ярко и четко увидеть его в течении 2-7 секунд (в зависимости от ситуации). В момент, когда закрыли глаза, можете продолжать двигаться. Останавливаться не обязательно. Постепенно Вы научитесь вызывать четкое и яркое 'мгновенное фото' и удерживать его в воображении столько, сколько захотите. Потренировавшись некоторое время с закрытыми глазами, пе- реходите на тренировки с открытыми глазами, т.е. Вы должны, посмотрев на 'фото',видеть (и отвернувшись) на любом фоне за- поминаемую картину.
Живая фотография.
Сядьте где-либо на лавочке или в другом месте, выберете прохожего, бросьте на него взгляд, закройте глаза. У Вас получилось 'мгновенное фото', но Вы постарайтесь не останавливать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда продолжает двигаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 1-2 недели, Вы сможете ожи- вить 'картину' и постепенно уменьшить количество ошибок при сравнении с действиями идущего. Упражнение 1.7. Манипуляция 'фотографией'. Аналогично как в упражнении 1.5. Только теперь задача усложняется.
Сфотографированные предметы нужно по своему желанию передвигать, накладывать, изменять их форму в заранее определенном направлении. Тренируйтесь до тех пор,пока не почувствуете, что у Вас получается легко, без напряжения.
Фигуры.
Попросите кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать Вам полученную фигуру.Посмотрев, Вы закрываете глаза и стараетесь посчитать количество.Затем открываете глаза и выкладываете из запасенных ранее спичек сфотографированную фигу ру.Затем поднимаете лист и сверяете количество и правильность расположенных спичек с оригиналом.По мере тренированности запоминаете разноцветные спички или палочки(количество,место расположения и цвет).Переходить к следующему упражнению можно в случае,если Вы свободно удерживаете в воображении не менее десяти спичек.
Умение видеть главное и особенности.
Берете 200-300 спичек. Вам диктуют слова. Ваша задача-выкладывать из спичек ассоциации,которые они у Вас вызывают.(Hапример,трактор может вызвать ассоциации,соответствующие ломанным линиям от звука 'р-р-р'). Спички можно ломать, класть в любом положении. Слова диктуются с паузой в одну минуту. Ваша задача после того, как закончили диктовать слова по составленным Вами ассоциациям (спичками), воспроизвести их. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается ко- личество слов. K следующему упражнению можно переходить в случае,если Вы можете составить ассоциации и воспроизвести 50 слов, диктуемых с паузой в 30 секунд.
Обработка состояния "пустоты" в голове и яркости воображения.
Выберете предмет или точку. Он должен у Вас вызывать приятное или безразличное отношение. Смотрите на него, не о чем не думая (взгляд концентрируется в центре и охватывает весь предмет). Смотрите, ни о чем не думая,сколько это будет возможно, впитывая в воображение предмет. Kак только почувствуете,что вот-вот возникнет отвлекающая мысль, закрывайте глаза и старайтесь максимально ярко увидеть предмет. Это позволит удержать состояние безмыслия и усилить четкость видения предмета. Секрет упражнения заключается в следующем: когда у человека роятся беспорядочно в голове мысли, так называемый 'шум' имеет высокий уровень.За счет этого 'шума' человек устает, забывает, т.е. теряет ход мыслей, информацию, а также на начальном этапе занятий возникают серьезные трудности при отработке яркости воображения.
Добавлено: 09 авг 2008, 16:51
Jancada
А также
Курсс по возрождению образного мышления, от профессионального художника:
http://drawart.ru/first-imit.shtml - уроки распространенные в сети. Если ссылка будет перестанет работать, можно будет найти в google.
Суть в том, чтобы заставить и начать работать зрительное воображение, то-есть правую половинку мозга - обобщающую, нелогичную, бессловесную, интуитивную и отвечающую за творческие способности.
Добавлено: 09 авг 2008, 17:03
Jancada
Это мяу, как начинающий, ищу подход к тайне освоения пластической формы животного.
Мне кажется неправильным подход, сводящийся лишь к освоению анатомии зверей. Готов спорить, что это не приведет к свободному владению формой. Я лично отказался от чтения книг по анатомии, занявшись наблюдением и работой с ручкой.
Вообще, тема, конечно, сложная.
Добавлено: 09 авг 2008, 17:37
ForumAdmin
"Лишь" анатомия, да, не даст ничего. Так, любой ветеринар даст большиству художников 10 очков вперед по этому предмету. Но с другой стороны без фундаментальных знаний по анатомии ничего не выйдет тоже. Это как стул на 3 ножках, каждая важна для устойчивости, но и без остальных двух не посидишь. Такчто не надо чтото одно забрасывать
Тут еще вот какое дело.. В рисовании много "набивки лапы", запоминания характерных форм, поз, элементов той самой сакраментальной пластики. Набрав багаж этого опыта, ты можешь начать придумывать нечто свое, новое. Ты можешь хорошо рисовать сюжеты "из головы" в том числе.
Так, допустим, ты придумываешь новую расу инопланетян. К сожалению систематическое срисовывание прохожих, своих домашних кошек и собак и тп, не поможет тебе. А вот зная как живые существа устроены, какие отличия в строении вызывает разнообразие веса и свойство живого, ты можешь вылепить образ, что будет казаться живым, реалистичным.
Или например, перед тобой задача изобразить неестественную пластику живого. Где вы видели что например кошка танцевала на задних лапах вальс, или управляла автомобилем, или.. ..да мало ли что можно придумать. Вот тут опираясь на знания анатомии, на фундаментальный багаж пластики, ты придумываешь чтото новое.
Вообще, художник во многом это умение видеть, примечать, впитывать образы этого мира чтобы потом суметь их отразить, как тот свет, направить в русло и униссон своей мысли. Не надо утомлять себя упражнениями, особенно если вы заставляете себя это делать через силу, как тут верно было подмечено, нельзя рисование превращать в черчение, нельзя гальванизировать искусство математикой в любом ее проявлении.